Польская студия CD Projekt и их главная игра —
интерактивное продолжение книжного сериала «Ведьмак» — с самого начала
работы над проектом оставались в тени BioWare. Оно и понятно: поляки
начинали как верные ученики и поклонники канадцев и даже движок для
своей дебютной RPG по Анджею Сапковскому позаимствовали у кумиров. И
хотя «Ведьмак» еще до Mass Effect и Dragon Age: Origins
продемонстрировал эффектную киношную режиссуру, жестокие
неполиткорретные сцены, секс, грязь, расизм и по-настоящему взрослые
вопросы, за решение которых отвечал персонально игрок, к нему всегда
относились несколько снисходительно. Во второй части CD Projekt,
кажется, окончательно разрывает шаблон: судя по тому, что мы увидели в
поздней превью-версии, The Witcher 2: Assassins of Kings безо всяких
оговорок кладет Dragon Age 2 на обе лопатки. Иногда они вспоминают
Даже с упрощенной боевой системой Геральт по-прежнему может драться с несколькими врагами сразу.
Сравнений с последней работой BioWare не избежать еще и потому, что
начало The Witcher 2 по режиссерским приемам напоминает именно вторую
часть Dragon Age. Словно намеренно состязаясь со своими «учителями»,
поляки тоже открывают игру сценой допроса. Избитого и голодного ведьмака
Геральта допрашивает глава королевской контрразведки Вернон Роше.
Причина серьезная: именно белоголовый мутант подозревается в убийстве
короля Темерии Фольтеста. Ирония в том, что после событий первой части
Белый Волк работал личным телохранителем его величества. Отвечая на
вопросы Роше, Геральт вспоминает события, предшествовавшие гибели
короля, а мы их непосредственно отыгрываем. В Dragon Age 2, напомним,
история тоже была рассказана похожим образом — от лица гнома Варрика,
которого допрашивает дознавательница Кассандра.
В тавернах есть отдельные цепочки квестов, связанные с местными развлечениями: кулачными боями, армрестлингом и покером.
Но на этом сходство заканчивается. В одном только прологе The Witcher 2
динамики и событий больше, чем в половине Dragon Age 2. В ходе беседы
Геральта с Роше мы успеваем встретиться с драконом, поучаствовать в
осаде вражеской крепости, захватить и защитить баллисту в тылу врага,
убедить лидера обороняющихся сложить оружие, а также переспать с давней
боевой подругой, Трисс Меригольд.
При этом авторы с легкостью
жонглируют элементами разных жанров. Помимо драк тут есть и стелс, и
полуаркадные салочки с драконом, когда мы должны убегать по мосту от его
пламени, и расстрел вражеских укреплений из баллисты, и пресловутые (но
вполне уместные в данном случае) QTE. Выбор Геральта
Игровых возможностей в целом даже больше, чем в первой части: к алхимии
добавились крафтинг и модификация оружия и брони рунами. Да и самой
экипировки теперь тонны.
Несколько лет назад в интервью автору
этих строк главный дизайнер первого «Ведьмака» залогом успешного
будущего одиночных RPG называл умение рассказывать увлекательные
истории, в которых игрок принимает непосредственное участие, принимая
важные решения. Неудивительно, что в The Witcher 2 нас заставляют
принимать эти самые решения через каждые 10 минут. Первый же побочный
квест ставит на кон не сохранность очередного подвала с крысами, а
человеческую жизнь. Выбор тем тяжелее, что его последствия неочевидны и
для самого героя: о них мы узнаем позже, когда что-либо изменить уже
будет невозможно. И это только начало. Мы решаем все: от мелочей (точный
выстрел из баллисты перед штурмом облегчит сражение на крепостной
стене) до судеб местной наркомафии и целых поселений.
Вариативность при решении квестов подкрепляется и новыми разговорными
навыками. Если в первой части, пытаясь повлиять на NPC во время беседы,
мы могли дать ему денег, что-то подарить или показать важный предмет, то
теперь у Геральта есть навыки убеждения и запугивания и даже
специальный магический знак, гипнотизирующий собеседников. Драться надо, так дерись!
Видно, что после успеха первой части разработчики чувствуют себя
увереннее: постельные сцены даны без особых купюр, вполне в духе
оригинальной книжной серии.
А теперь немного о грустном. Какими
бы красивыми словами ни прикрывались авторы и вторящие им журналисты, но
суть от этого не меняется: если в первой части боевая система,
основанная на ритмических комбо, выглядела оригинально и соответствовала
духу книг, то теперь решено обойтись банальными драками с двумя типами
ударов, блоком и быстрым использованием магических знаков. И это далеко
не все упрощения, на которые пошли разработчики: медитировать, чтобы
распределить очки навыков, выпить мутаген или сварить зелье, теперь
можно не в определенных местах, а где угодно, ролевая система лишилась
боевых стилей (в оригинале вам нужно было постоянно переключаться между
ними, чтобы уничтожать разные виды врагов), а также серебряных и
бронзовых талантов, которые были нужны для прокачки персонажа. Наконец,
чтобы сделать волшебный напиток, больше не приходится искать для него
спиртовую основу — нужны только соответствующие травы.
Так что
же, The Witcher 2 вслед за Arcania: Gothic 4 и той же Dragon Age 2 встал
на казуальный путь? Как ни странно, скорее нет. Да, в чем-то поляки
пытаются сделать игру более доступной, но это, возможно, потому, что в
целом играть стало, наоборот, тяжелее. С новой, «обычной» боевой
системой даже пара врагов может стать серьезным испытанием для Геральта.
Ему приходится использовать весь арсенал: пить зелья перед боем, кидать
магические знаки, отступать и блокировать. А активную паузу, включив
которую вы раньше могли перевести дух и наметить новую цель, вообще
убрали из игры. Сложнее будет и охотиться на монстров: не
подготовившись, не изучив по книгам их сильные и слабые стороны, не взяв
с собой оружие, бомбы и ловушки, направленные против конкретных тварей,
в логова чудищ лучше даже не соваться. * * *
Конечно, по
превью-версии рано делать выводы. Авторы говорят, что баланс,
искусственный интеллект и многие другие аспекты игры в этой версии не
закончены. Из-за этого NPC пока и ухом не ведут, если прямо у них на
глазах что-нибудь стащить или зарезать какого-нибудь стражника, а
монстры порой ведут себя откровенно глупо, позволяя Геральту просто
отойти в сторонку и спокойно восстановить здоровье. Будем надеяться, что
поляки успеют до релиза решить хотя бы часть этих проблем. Но даже с
подобными шероховатостями и новой боевой системой The Witcher 2:
Assassins of King уже производит сильнейшее впечатление. Если сценаристы
выдержат заданный в прологе и первом акте темп, то мы наконец получим
идеальную RPG без снисходительных ссылок на ее восточноевропейское
происхождение.