Half-Life 2: Episode Three — компьютерная игра, шутер от первого лица, последний эпизод из трилогии дополнений Half-Life 2, разрабатываемый американской компанией Valve Corporation (Valve). Дата выпуска игры ещё не определена. Сюжет игры должен завершить историю, начало которой было положено в Half-Life 2, и будет повествовать о дальнейших приключениях физика Гордона Фримена в войне человечества против инопланетной организации, именуемой Альянсом.
Менеджер Valve по связям с общественностью Даг Ломбарди заявил в своём интервью, что серия Half-Life не закончится третьим эпизодом. По словам Дага, игра станет больше, чем ранее выпущенные эпизоды, также задержка выхода связана с одновременной разработкой и выпуском игр Left 4 Dead, Left 4 Dead 2, а также Portal 2, вышедшего в розничную продажу 19 апреля 2011 году. В Episode Two главные герои Гордон Фримен и Аликс Вэнс просматривают видеопослание, записанное доктором Джудит Моссман — двойным агентом, работавшим как на Сопротивление, так и на Альянс. В нём Моссман, находясь на арктической базе, сообщает об обнаружении затерянного научно-исследовательского судна «Борей», на борту которого находится опасная технология, разработанная в Лаборатории исследования природы порталов.
Исходя из сюжетных поворотов второго эпизода, основные действия Half-Life 2: Episode Three, вероятнее всего, будут происходить в Арктике, где был обнаружен «Борей», на поиски которого отправляются Гордон и Аликс с целью отыскать технологию раньше, чем до неё доберётся Альянс. Разработка
В мае 2007 года в интервью Valve с сайтом Eurogamer директор по маркетингу Даг Ломбарди сообщил, что команда, работающая над Half-Life 2: Episode Two, уже тогда начала подготовку и заложение основ третьего эпизода. Дэвид Спейрер, возглавляющий команду, упомянул, что много работы уделяется созданию «естественного развития топологии и климата».
Разработка Episode Three ведётся уже гораздо дольше, чем Episode One и Episode Two (последний вышел в 2007 году). При этом, с выхода второго эпизода и по настоящий момент Valve не давала никакой точной информации о ходе работ, не представляла ни одного скриншота или видео-ролика и даже не проводила презентацию игры на ежегодной выставке E3 за весь этот период. В 2008 году, будучи на конференции GDC, Даг Ломбарди дал на этот счёт такой комментарий: « Мы не собираемся торопиться с Episode Three. Оглядываясь в прошлое, теперь кажется, что идея выпуска новых эпизодов Half-Life 2 каждый год — это слишком. Мы не хотим просто штамповать игры. И вообще мы дошли до той точки, когда называть их эпизодами — не лучшая идея. Episode Two был длиннее чем Episode One на несколько часов. Так что работы становится больше, и время разработки увеличивается »
.
В августе 2008 года сайт VG247 взял интервью у Гейба Ньюэлла, директора Valve, в котором тот ответил, что создание Episode Three продвигается хорошо и, по его мнению, это будет лучший эпизод из трёх. В 2009 году в интервью с представителем сайта GameTrailers Гейб также заявил, что третий эпизод — «нечто, чего вы ранее не видели; игра будет такой же инновационной, как Portal с его портальной пушкой».
В июне 2011 года пользователь с никнеймом ryuuk оставил на форуме Steam сообщение, в котором утверждал, что разработка третьего эпизода была отложена в 2007 году после выхода Half-Life 2: Episode Two. После этого его пост был стёрт, а его аккаунт был заблокирован. Позже Даг Ломбарди частично опроверг заявление ryuuk. Исходный код
В 2008 году один из игроков обнаружил в бета-версии Source SDK, появившейся после выхода набора The Orange Box, папку с тремя файлами исходного кода Half-Life 2: Episode Three. Позже, во время переписки с ним работник Valve объяснил, что это был старый код, добавленный в SDK по ошибке, и в будущей игре он использоваться не будет. Позже, в игре на движке Source Alien Swarm, 2010 года выпуска, были обнаружены подобные неиспользованные файлы с приписками Ep3 и Aperture — вероятно, эти файлы тоже связаны с разработкой Episode Three.